Критики - об истории
"Золотой Маски" и новейшего
российского театра.







Содержание
Издание
Где купить
Скачать PDF
К Р И С Т И Н АFFМ А Т В И Е Н К О

Волшебная страна.
Опыт российского
экспериментального
театра

Предисловие
Юлия Бедерова
Ольга Федянина
Алена Карась
Татьяна Тихоновец
Елена Ковальская Дмитрий Ренанский
Дина Годер
Кристина Матвиенко
Тата Боев
Алексей Киселев
Антон Флеров
Два последних театральных сезона в России уже прослыли «ренессансом»: с одной стороны, речь о новых спектаклях знаковых режиссеров старшего поколения, с другой стороны - 40-летних Карбаускиса и Серебренникова, с третьей - о высказываниях 30-летних Богомолова, Гацалова и Волкострелова.

Московская театральная жизнь бьет ключом. Уже не только в музыкальных театрах, но и в столичных драматических театрах работают зарубежные режиссеры первого эшелона. Чтобы увидеть высокотехнологичное чудо Лепажа «Гамлет. Коллаж», надо попасть в Театр Наций. В этом театре уже работали Томас Остермайер и Алвис Херманис, а в будущем сезоне заявлен Боб Уилсон. В театре им. Пушкина ставит Деклан Доннелан.

Но еще важнее то, что театр снова стал поводом для оживленных дискуссий, причем выходящих за рамки профессиональной среды. Спектакль-событие – это ответ искусства на вызов реальности, игнорировать которую у современного российского художника больше нет возможностей. Театр в самых ярких своих проявлениях выходит из гетто «чистого искусства» и рефлексирует по поводу настоящего. Его инструментарий эффективней обновляется там, где художник занят поиском способа осмыслить реальность.

Контакт с настоящим требует особого типа актерского существования. Летом 2013 в московском кинотеатре «Пионер» Анатолий Васильев показал киноверсию своего легендарного «Серсо» по пьесе Виктора Славкина (Театр на Таганке, 1984). И тогда, и на более поздних показах легендарного спектакля Васильев много говорил о «модели человеческого поведения» на сцене и о том, как ему в начале 80-х хотелось ухватить существо современника – сделать то, чем театр почти не занимался. Желание понять, какова модель поведения человека 2000-х, что им движет и как он движется, обуревает художниками самых разных эстетических пристрастий. И у театра, и у зрителя есть острая потребность в живой энергии актера, в присутствии его персоны на сцене. Даже высокого качества «мастерство» не в силах удовлетворить тоску по подлинному.

Театр, десятилетиями избегавший прямого контакта с жизнью, наверстывает упущенное болезненно быстро – отсюда раздражение со стороны большой части профессионального сообщества, да и зрителей, привыкших относиться к театру как к «культурному досугу». Российское общество расколото, поляризовано, и в театре оно тоже не становится единым целым. Но именно поэтому все очевидней необходимость серьезного и, может быть, неприятного разговора – хотя бы на части большой театральной карты России. Эту необходимость чувствует Лев Додин, чье «Коварство и любовь» дает удручающий прогноз жизни в стране, управляемой жесткой «отцовской» рукой. Это, пожалуй, тот спектакль, об отсутствии которого в нынешней программе Russian Case – из-за графика театра – действительно хочется пожалеть. Через Андрея Платонова и его печальное предчувствие «наступившей победы коммунизма» размышляет о нынешнем моменте режиссер Михаил Бычков в «14 красных избушках». В политическом ракурсе «читает» Шекспира Деклан Доннеллан в «Мере за меру».

Театральный истеблишмент разрушается; результатом этого процесса становится исчезновение четких границ между «официальным» и «неофициальным» искусством: руководить новыми площадками и старыми театрами предлагают сегодня и Андрею Могучему (с 2013 - худрук БДТ в Петербурге), еще вчера работавшему в «андеграунде», и Марату Гацалову (с 2013 – худрук Новой сцены Александринского театра в Петербурге), начинавшему с «новой драмы» в Театре.doc. В программе RC – экспериментальная работа Гацалова «Сказка о том, что мы можем, а чего нет», поставленный им на Малой сцене МХТ.

Ломка привычных устоев или «смена элит», размывание границ между мейнстримом и «альтернативой», недоверие к традиционной системе театрального образования и, как следствие, появление альтернативных структур, поворот театра к социальному и политическому контексту – все эти процессы последних лет произошли под давлением времени и общественных настроений и были взяты на вооружение прогрессивной частью культурных управленцев. Театр оказался в вилке между потребностью части общества в либерализме и желанием власти эту потребность регулировать. Еще вчера театр был исключительно цеховым кластером, не имеющим отношения к действительности. Сегодня – из-за остроты содержания и, как следствие, скандальных выходок со стороны, скажем, православных активистов, как это происходит со спектаклями Константина Богомолова в МХТ (его «Карамазовы» будут показаны за день до официального начала RC), – театр попадает в топ новостей.

В театр приходит целое поколение молодых менеджеров и художников. Одним из важных результатов этой политики стала серия акций «Группы Юбилейного года» (выпускники «Школы театрального лидера» и уже состоявшиеся режиссеры, художники и театроведы) в Театре на Таганке. Экскурсия по нынешней Таганке и фрагмент спектакля Семена Александровского «Присутствие» поможет понять попытку молодых людей отрефлексировать великое прошлое театра, оставшегося без своего лидера Юрия Любимова, и тем самым связать концы двух времен, прошлого и настоящего.

Новое время не предлагает лидера с большой буквы – молодые режиссеры, работающие в соавторстве с драматургами, художниками и творческими менеджерами, не тоталитарны по своей сути и не претендуют на долгосрочную оккупацию вакансии худрука. Эту реальность нового типа демонстрируют спектакли Дмитрия Волкострелова («Танец Дели» по пьесе Ивана Вырыпаева и сделанный вместе с Семеном Александровский «Shoot/ Get Treasure/ Repeat» по текстам Марка Равенхилла); проект Юрия Муравицкого «Папа уходит, мама врет, бабушка умирает» в Центре им. Мейерхольда; работа Георга Жено «Лир репетирует смерть» по документальному тексту и с реальным прототипом в качестве актера; документальный спектакль «Раса, или разговоры на кухне за три часа до ареста» в театре.doc; работа хореографа Саши Пепеляева «Квадрат временного хранения» на недавно открытой площадке Культурный центр ЗИЛ.

Театр вряд ли снова станет «учителем жизни», но он уже вторгся в поле общественной дискуссии, он отравлен тревогой и ответственностью, он – за разговор не со всеми сразу, но с кем-то отдельным. О том, как трудно принять «чужого» говорит спектакль «Страх» Владислава Наставшева - латыша, учившегося у Льва Додина в СПГАТИ. На сцене «Гоголь-центра» и с актерами разных поколений он поставил адаптированный к российским реалиям сценарий Фассбиндера. (Из не попавших по объективным причинам в программу RC – «Братья» Алексея Мизгирева по сценарию фильма Висконти и «Сон в летнюю ночь» Кирилла Серебренникова все в том же «Гоголь-центре»). Театр разворачивается к отдельному человеку в трагической «Благодати и стойкости» Ивана Вырыпаева по дневнику американки, умершей от рака. И совсем в другой плоскости – через сюжет пьесы Александра Володина, написанной в начале 1970-х, – обращается к частному человеку Генриетта Яновская в «С любимыми не расставайтесь».

Деконструкцией «старых» сюжетов и культурных мифов занимаются Юрий Бутусов в «Макбет. Кино», Дмитрий Крымов в ироничном пастише по чеховским пьесам «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве» и молодой Тимофей Кулябин в новосибирском «Онегине». Энергия все еще высекается и в перебирании старых слов на новый лад. Но в этих же спектаклях слово почти нивелировано – его власть свергается посредством визионерских фокусов, иронии и актуализации. Единственный, кто демонстрирует безоговорочное доверие тексту, – это Миндаугас Карбаускис, в своем трехчасовом «Канте» пытающийся понять законы мироустройства на пару с литовским драматургом Марюсом Ивашкявичюсом и актерами возглавляемого им Театра Маяковского.

Программа этого года богата, потому что нам есть из чего выбирать – такого количества интересных спектаклей в одном сезоне давно не было. Важно, что есть разное: в смысле поколений ли, эстетик ли, взглядов ли. И пока этот момент не ушел безвозвратно, мы хотим им полноценно воспользоваться.
АНО «Фестиваль «Золотая Маска»
тел.: +7(499) 951 01 51
касса: +7 (495) 765-35-53

© 1995–2019
Все права защищены
Использование материалов сайта без разрешения
АНО «Фестиваль «Золотая Маска» запрещено