Равнодушный аншлаг
Что может рассказать «Театральная ночь» о культурной жизни региона

Текст: Андрей Королев
Фото: Владимир Ковальчук, сайт rbtoday.ru

  • /
  • /
1
В 2018-м «Театральная ночь» в Уфе прошла в шестой раз: несмотря на скучнеющую и худеющую последние несколько лет программу, культурная акция в столице Башкирии все еще невероятно популярна. Этот парадокс интересен, как минимум, потому, что способен рассказать о кризисе в театральной жизни региона.
В поисках Арбата
«Театральная ночь», как и другие культурные «ночи» в России, стартовала в 2013 году. В том же году она началась и в Уфе, но с некоторыми поправками. Москва и некоторые крупные города проводят «ночевку» весной, привязывая праздничную акцию к 27 марта – Всемирному дню театров. Акция в Башкирии была перенесена на осень и должна была подхлестнуть интерес публики к новому театральному сезону. Тогда, шесть лет назад, Уфа собрала с десяток площадок, добавив к традиционным театральным сценам большие и маленькие городские пространства – Советскую площадь, Телецентр, сцену в саду Аксакова, пятачок перед «Родиной» и т.д. В программе было немало премьер и экспериментов, интригующих уфимского зрителя, традиционно не испытывающего к местным театрам ничего, кроме вялого дежурного интереса.

Уже в 2015 году министерские пресс-релизы рапортовали о полусотне точек, в которых во время «Ночи» происходили театральные события. Тогда карт-бланш смогли получить все частные проекты и независимые коллективы, к которым народная тропа тщательно зарастала в течение года из-за их чересчур андеграундного существования. В эту «Ночь» к аудитории выходили уличные и народные театры, жонглеры и фаерщики, театральные и цирковые студии, участвовал даже конный театр. Пантомимы, импровизации, пародии, клоунада, перформансы разной степени качества: жанровый спектр был непривычно широк для региона. Кажется, тогда вновь в соцсетях снова пошли разговоры о своем небольшом Арбате, о котором в Уфе мечтают-мечтают, но вымечтать не могут.

Позднее акция пошла на спад. В 2016 году количество площадок в Уфе уменьшилось, но масштаб решили компенсировать переформатированием концепции: точки с выступлениями связали в несколько тематических маршрутов, что, впрочем, не отменяло наложения одной программы на другую. В 2017 году программу гостеатров еще дополняли перформансы молодых театральных проектов на открытых городских площадках, но в целом ряды участников продолжили редеть. Чувствовалось, что акция нуждается в перезагрузке, наполнении новыми силами и идеями.
Накануне
В минувшем году акция в Уфе совсем исхудала: общие слова и другая бутафория пресс-релизов пытались прикрыть едва ли с десяток точек активности по городу. Театральные энтузиасты, заявлявшие о себе на заре акции, исчезли совсем – кто переехал, не обнаружив в себе силы развиваться в местных условиях, кто сменил сферу деятельности на более благополучную, кто повзрослел и влился в команды государственных театров. Из заметных и регулярных уличных театров в Уфе в живых остался только «Театр в гриме "De bufo"», который выступил в центре города – на импровизированной сцене перед Гостиным двором. Молодой, но уже зарекомендовавший себя Центр драматургии и режиссуры Башкирии, умело собирающий вокруг себя молодое поколение, отказался от участия в «Ночи» в пользу подготовки к собственной драматургической лаборатории. Не было в программе и частного «The Театра» – они готовились отметить пятилетие проекта новым спектаклем. Где-то в воспоминаниях остался бесплатный автобус, перевозивший в «Ночь» всех желающих по театральным маршрутам.

Экономический кризис и необходимость весело праздновать в 2019 году столетние юбилеи – Республики Башкортостан, Мустая Карима, Башкирского театра драмы – не добавляют бюджетным труппам энтузиазма: им попросту не до новых подходов. Поэтому последние пару лет они предпочитают аниматорские акции, в качестве аперитива развлекающие детей всех возрастов, и «неувядающие» спектакли прошлых лет. Так, например, в 2018 году Молодежный театр показал трагикомедию «Чума на оба ваши дома» и музыкальную комедию «Четыре жениха Диляфруз», которым больше 10 лет, причем последний спектакль НМТ показывал и в прошлую «Театральную ночь». Русский драмтеатр собрал в один тематический капустник ряд номеров, успев за час и новые спектакли проанонсировать, и поиграть с публикой, и представить ряд танцевальных номеров. Башкирский театр драмы сделал упор на театрализованное представление и показы фильмов совместно с киностудией «Башкортостан», отодвинув прошлогодний спектакль «Я сотворил тебя» и читку триумфальной пьесы Шауры Шакуровой «За синими туманами» на время, более близкое к реальной ночи. Театр оперы и балета был слишком занят подготовкой «Шаляпинских вечеров», но предоставил малый зал для показов спектакля «Двойник Доры Маар» театра-студии «Alter Ego».
Особенности духовной пищи в регионе
Почти в каждом уфимском театре, который участвовал в «Театральной ночи» в минувшем году, случился аншлаг, хоть программы и не обещали что-то из ряда вон выходящее. Прикормленная за долгие годы публика привыкла к возможностям своих театров, которые в угоду провинциальному восприятию не делают лишних движений от более-менее классического репертуара и покрытых пылью интерпретаций (шаг в сторону может побудить мирно отдыхающего зрителя на побег из зала). В итоге получается солянка, одновременно напоминающая деревенский сабантуй и отчетный концерт художественной самодеятельности в городском ДК. Вполне возможно, что в ближайшем будущем для привлечения внимания столица региона возьмет на вооружение мероприятия, которые в Башкирии уже были освоены на минувшей «Ночи музеев» – кофе-брейк под баян, вязание крючком накидок для стульев, дискотеки и другие, не менее увлекательные активности.

Казалось бы, тут не возразишь: в «Театральную ночь» залы битком, а официальная статистика уверенно говорит о действительно большом количестве посетителей. Значит, попадание в яблочко? Самое любопытное, что нет. Эти равнодушные аншлаги, подобные прошлогоднему, случаются по большей части потому, что масштабные культурные мероприятия в Уфе – удивительная редкость, которая всегда вызывает большой спрос. В этом одна из главных проблем культурной жизни Башкирии: зрительский ажиотаж спровоцирован не столько уникальным контентом, сколько отсутствием качественного актуального материала на регулярной основе. И когда публике анонсируют масштабную культурную акцию, во время которой зрелищ обещают сполна и даром, чтобы никто не ушел обиженным, туда идут без особых вопросов и не вчитываясь в программу. В этом же контексте оказываются и антрепризные спектакли ужасающего качества, и ностальгические концерты престарелой эстрады, стригущей деньги по регионам. В конечном счете все это формирует у уфимского зрителя непритязательный вкус и отсутствие реального интереса к театру не только в республике, но и вообще к театральному процессу.

Кстати, негосударственные театральные проекты, которых в минувшем году было абсолютное меньшинство, вызвали не меньший интерес у публики. Билеты на два показа фламенко-драмы «Alter Ego» разошлись за день, а «De bufo» собрал на Гостинке внушительную аудиторию и сумел ее удержать до конца представления. Успех этих проектов не только в том, что они активнее ищут свою аудиторию, но и в их свободе от стилистических рамок, за которые бюджетные региональные театры по-прежнему не желают выходить.
P.S.
Конечно, все участники акции с видимым удовольствием зовут публику участвовать в «Театральной ночи», искренне улыбаются и играют. Подвергать подобное радушие критике в региональной прессе не привыкли, тем более, когда театры полны благодарных зрителей. Так что отчеты о «Ночи» в Уфе, как обычно, ограничиваются умилением, бесцветными эпитетами и обилием восклицательных знаков. Поэтому вряд ли что-то изменится в «ночевках» в ближайшее время. Не до жиру. И если у региона нет сил и возможностей перестроить очередную тонущую культурную акцию, что уж говорить о строительстве новых подходов, воспитании и поддержке новых формаций, способных расширить взгляд на театр. А значит молодежь, которой в залах и так почти не видно за стариками и детьми, будет так же вяло наблюдать театральную жизнь, как и их предшественники. Ищи потом эту молодежь в других регионах. Или за границей. Или за гаражами.