Трансляция человечности
Спектакль «Black&Simpson» вернулся на сцену театра «Практика» после смерти Дмитрия Брусникина

Текст: Мария Иванова

Фото: Александр Куров
  • /
  • /
1
Актер Антон Кузнецов выходит за пределы светящейся рамки прямо к зрителю и рассказывает, как появилась идея спектакля. Несколько лет назад режиссер спектакля Казимир Лиске услышал по радио историю о многолетней переписке американца Гектора Блэка с Айваном Симпсоном, отбывающим наказание в тюрьме. Казимир нашел Гектора Блэка и попросил у него письма. Они лежали стопкой – от последнего к первому, так их и прочитают актеры. Это не пьеса, это письма двух людей, которые общаются до сих пор.
В начале создается впечатление, что мы слышим переписку двух старых приятелей, которые очень тепло относятся друг к другу. Слышим, как пожилой американец поддерживает человека, отбывающего в тюрьме пожизненное наказание, как обращает его к свету, к Богу. А тот переживает за здоровье своего друга по переписке и его жены. Постепенно мы вместе с актерами погружаемся в историю, отматываем ее назад, узнаем, что Гектор переписывается с убийцей своей дочери. И к самому первому по хронологии письму Блэка в тюрьму мы уже болим вместе.

На сцене два актера – Александр Феклистов (Гектор Блэк) и Антон Кузнецов (Айван Симпсон). Начиная с чтения писем целиком, они постепенно переходят к диалогу отдельными фразами и отрывками из них. Длинная лавка разделена пополам стеной. Актеры сближаются и отдаляются, существуют в разнообразных световых решениях, пытаясь найти себе место.

Это история, кажущаяся невозможной, поражающая огромным сердцем, голосом Господа. Письма раскрывают этих людей, их характер, подход к жизни. Мимолетные рассказы Блэка о том, как дела у них с женой, заставляют вспомнить, как важно не жаловаться на неприятности и невзгоды, потому что ничто не страшно, если любить. Мы чувствуем, как Гектор старался понять и простить Айвана, как самому Айвану было сложно простить себя. Но они смогли.
Иногда театр стремится научить нас быть лучше. Показать, как лучше поступать. Привести к решению. Дать ответ на вопрос. Но зачастую мы, зрители, всё равно не до конца верим происходящему на сцене. Мы делаем скидку на сказку. А здесь мы оказываемся перед настоящим – и это поражает. Звучат слова реально существующего человека, который прошел путь от боли и ненависти до прощения и любви. И это трансляция человечности, пропущенная через души создателей спектакля.

В современном театре мы постоянно играем с режиссерами в ребусы, разгадываем метафоры, приемы, замыслы, чтобы понять, о чем с нами говорят. А здесь создатели спектакля нашли в человеке способность на чудо. И уже нет необходимости в особенных декорациях, костюмах, режиссерских решениях. Это просто не имеет значения, потому что происходит откровенный исцеляющий разговор.

Нет уже двух создателей Black&Simpson – режиссера Казимира Лиске и актера Дмитрия Брусникина. В феврале этого года спектакль возродился с Александром Феклистовым в роли Гектора Блэка. Потому что он должен жить и менять нас простым человеческим чудом.