Люди-зверушки
Спектакль "Боженька" Никиты Кукушкина в Гоголь-центре

Текст: Елена Филина

Фото: Гоголь-центр, Тимофей Колесников
  • /
  • /
1
Никита Кукушкин — звезда Гоголь-центра — выпустил спектакль «Боженька» по пьесе Валерия Печейкина. Мир, созданный драматургом, — некий идеальный лесочек, где зверята пьют чаёчек, молятся боженьке, не какают и не ссорятся. История, придуманная Печейкиным, — это притча о добре и зле, безумствах общества и герое (Котенке), который всех спасет. В эпиграфе автор пишет: «Комедия для детишек и взросленьких». Для Кукушкина первоисточник становится нарративом. Уменьшительно-ласкательные имена, взятые из пьесы, и незатейливые диалоги — характеристика мира, который напоминает оживший домик Хеппи Фэмили. Пьеса Печейкина, из детской поучительной притчи, превращается у Кукушкина в маленький адок за колючей проволокой, в котором люди в масках играют зверей.
На протяжении всего спектакля герои молятся за кустиком боженьке, а на самом деле ходят в туалет. Такая режиссерская метафора — отсылка к тому, как люди постоянно извращают религию, историю, жизнь. К концу спектакля железный забор, разделяющий зрительный зал и сцену, исчезнет. Игрушечный адок станет реальным.

Сверхзадача «Боженьки» сводится к одному — конец наступит для всех. Чтобы зверята не делали, за какими масками бы не скрывались, от одного им точно не уйти. В конце все увидят белый свет и предстанут перед Богом.