Умелец коллективной игры
Театр – место для утопии

Текст: Ольга Шаркович
  • /
  • /
В 2018 году спектакль Семена Александровского Cantos Пермского театра оперы и балета был номинирован на «Золотую Маску» в нескольких номинациях: «Лучший спектакль в опере», «Лучшие работы дирижера, режиссера, художников по костюмам и по свету». И получил помимо номинации «Работа композитора в музыкальном театре (Алексей Сюмак) специальную премию жюри музыкального театра «За художественную целостность и создание новаторской формы музыкального спектакля ансамблем авторов и исполнителей».
Сюжет «оперы для скрипки соло и ударных» – биография и избранные произведения одного из основоположников англоязычной модернистской литературы Эзры Паунда, грезившего о том, чтобы срастить распавшийся мир в новое единство. Коммуникацию Паунд считал целью всех искусств. На базе его поэтического цикла Александровский создал спектакль, умалив себя, равноправно объединив усилия композитора, дирижера, художников, музыкантов: Алексея Сюмака, Ксении Перетрухиной, Леши Лобанова, Ксении Гамарис, хора musicAeterna, Теодора Курентзиса.

«Театр – это изначально синтетическое искусство, такова его природа. Он основан на договоре, на сотрудничестве людей, которые умеют делать разные вещи. Так что тут ничего нового. И это, кстати, удивительное свойство театра – в нем могут договориться между собой люди, которые никогда не нашли бы общего языка в жизни», – размышляет о природе театра Александровский.

Cantos – тихий сценический ритуал, но громкое событие в современном музыкальном театре, ставшее по-настоящему коллективным голосом его маститых создателей. Выстраивание таких горизонтальных связей, умение договариваться – важнейший навык Александровского, что немудрено для режиссера, возглавляющего независимый, партизанский театр без здания, труппы и стабильного финансирования. Тип придуманного им театра стал принципом всех спектаклей, коллективность которых видится режиссером как некая драматургия, как их содержание и форма.
Независимая история Pop-up театра, всецело перешедшего в управление Александровского, началась в 2015 году с поставленного им моноспектакля для актера театра «Мастерская» Максима Фомина по пьесе Евгения Казачкова «Топливо». Материалом для постановки была выбрана история жизни и история успеха Давида Яна, физика, IT-бизнесмена, создателя компании ABBYY, а вместе с тем организатора первых в России флешмобов. Ян подобно Эзре Паунду мечтает об идеальной коммуникации людей друг с другом. Получился романтический спектакль о мечтах молодого ученого для актера и экрана – актер существует в диалоге со своим изображением. «Топливо» – о поиске смысла существования, о «топливе» для живой и интересной жизни.

Как и сам театр без постоянной прописки, спектакль до сих пор ведет кочевую жизнь. Придуманный и отрепетированный дома, где он только не игрался: Beatnik, Театр.doc, ЦИМ, площадка «Скороход», Музей советских игровых автоматов, Сколково…
Фото: Официальная группа Pop-up театра Вконтакте
Спектакль «Топливо» – участник программ «Маска Плюс» и Russian Case в 2016 году. В 2017 году с «Топливом» Семен Александровский стал лауреатом фестиваля «Прорыв» в номинации «Лучший режиссер».

«Только не надо ничего фиксировать» – слова Давида Яна, произнесенные в финале спектакля «Топливо», превратились в кредо театра Александровского. Ничего постоянного, стабильного, вечное движение, полное ощущение свободы и желание «нащупать что-то, что является правдой о мире сейчас».

Pop-up театр – это театр, в котором текст неизменно находится в принципиальном отношении с контекстом, а встреча зрителя с художественным высказыванием всегда происходит в открытой ситуации с множеством меняющихся обстоятельств. Таким образом происходит важное сближение театра и повседневности. Это проект, который ищет, пробует и экспериментирует, доказывая, что театр может принимать разную форму и возникать где угодно.
И Cantos, и «Топливо» всецело ориентированы на коммуникацию, на совместное переживание, на внимание к другому, на эмоции, вызываемые случайными людьми, оказавшимися с тобой в одном зале, на возможность разделить с ними впечатления даже без непосредственного контакта. Осваивать публичное пространство, более или менее типичное, познавать его, узнавать других и самому становиться объектом познания – все это часть самобытных спектаклей Александровского. Через утопию в театре, музыкальном, документальном или променаде, Семен Александровский с единомышленниками воплощает идею рая на земле, генеральный проект Эзры Паунда, фантазию Давида Яна о всеобщем пересечении в живом человеческом общении и диалоге.