Как умер Гамлет?
(Задача, поставленная и решенная Юрием Бутусовым в театре им. Ленсовета; с комментариями зрителя)

Текст: Юлия Кабаева
  • /
  • /
1
Дано:
  • Гамлет-баба (Лаура Пицхелаури), так он(а) сам(а) себя определяет в новом переводе Андрея Чернова, звучащем в постановке Юрия Бутусова. С пацанскими пластикой и повадками, сиплым голосом и длиннющими усыпляющими монологами. Одет(а) преимущественно в черные узкие джинсы и футболку под пиджак.
  • Клавдий (Сергей Перегудов) — забулдыга в лохмотьях и накладной лысине. От них актер избавляется по ходу действия, а вот с бутылкой не расстается (в Дании, как известно авторам спектакля, много пьют). Непонятно, что в нем нашла Гертруда еще при жизни безупречного, по словам Гамлета, первого мужа. Чего-то принц датский не договаривает...
  • Призрак (Виталий Куликов) — черный человек с чеканным профилем и серебряными волосами. Выглядит зловеще что в черном, что в белом одеянии, мастерски применяет пытки даже расставшись со своей бренной оболочкой.
  • Гертруда (Евгения Евстигнеева) — клоунесса в рыжем парике с растекшейся в знак вечного траура тушью.
  • Полоний (Олег Федоров) — чадолюбивый Дракула с воспаленными глазами. Вообще, глаза многих артистов выделены красным гримом, но у него особенно сильно. Но не это приковывает к нему внимание, как только Полоний появляется на сцене. Что-то есть такое в этом актере, что выделяет его героя среди остальных и заставляет сожалеть, когда он скрывается из вида. К счастью, убиенные персонажи, по воле режиссера Юрия Бутусова, бродят по сцене, составляя компанию Призраку, практически до финала.
  • Офелия в двух вариантах — мим с набеленным лицом и склонностью наносить себе увечья (Федор Пшеничный) и модница (Юстина Вонщик). Во время собственных похорон она успевает продемонстрировать аж два наряда — стильное пальто нежно-бирюзового оттенка и вечернее платье персикового цвета.
  • Лаэрт (Иван Бровин) — скользкий тип, с удовольствием принимает план отравления Гамлета во время поединка, в версии Бутусова сам его и разрабатывает, а глуповатый (или притворяющийся таким) Клавдий только одобряет.
  • Горацио (Роман Кочержевский) — верный друг Гамлета-дочери и жертва пыток Гамлета-отца. Напоминает героев Чарли Чаплина костюмом и повадками.
  • Неразлучные, как Шерхан и Табаки, мужлан Розенкранц (Всеволод Цурило) и забитый Гильденстерн (Сергей Волков).
  • Первый актер с тремя галстуками на шее и Могильщик, прячущий под полой розовый клоунский парик — на радость Гамлету (Александр Новиков).
  • Озрик (Роман Баранов) — придворный.
  • Зрители, среди которых воображаемый Славик и реальная ЮК.
Ну и вопрос:
Спектакль начинается с телефонного звонка другу (подспудно ожидаешь услышать голос Диброва) —некоему Славику— с вопросом: "Ты помнишь, как умер Гамлет? Только не подглядывая…". И сразу же следует сцена "Мышеловки" в стилистике популярной в 1990-е юмористической телепередачи "Маски-шоу".

ЮК помнит, но у нее не спросили...
Решение:
Ощетинившийся готическими шпилями Эльсинор художники Владимир Фирер и Александр Сиваев создают, проецируя тени от выстроенных на столе-подиуме бутылок (в Дании много пьют, мы помним) на покосившуюся белую стену. Спинки стульев на ней превращаются в небоскребы — арка в современность? Возможно. Во втором акте стена вырастет, в третьем (спектакль идет 4 часа с двумя антрактами, Славик!) — повиснет над сценой. Неужели волею режиссера Гамлета придавит несоразмерная тяжесть бытия?

Кричащий грим, смена черных костюмов на белые и наоборот, эксцентрика, театр теней, театр Уилсона, театр в театре, современный танец, заигрывание со зрителем и провокация - все смешалось в доме, который построил Бутусов. Если так пойдет дальше, то принцесса датская может пасть жертвой кого угодно: Призрака, который уже продемонстрировал свои навыки на ни в чем не повинном Горацио, или Офелия (м), здоровенного детины, который предусмотрительно не снимает белые перчатки… И кто знает, на что способна Офелия (ж)?

Актеры вместо рабочих сцены под оглушительный электронный саундтрек бесконечно расставляют бутылки (пьют датчане много), потом убирают их, носят доски, сооружая эшафот и выстилая подмостки… Причина смерти заглавного героя - алкогольное отравление? Пьяная драка? Его приговорят к высшей мере?

Тем временем часть публики уходит в антрактах, так и не узнав, как же умер Гамлет. Возможно, среди капитулировавших был и Славик.

Не узнают этого и самые стойкие усидчивые зрители. Финального поединка Гамлета с Лаэртом не будет, а ружье деревянный меч, вытащенный Пицхелаури на сцену (он мог бы составить конкуренцию знаменитому ленинскому бревну), так и не оторвется от земли.

В сухом отредактированном остатке Гамлет нашего времени по версии Бутусова может противопоставить веку только свой гипертрофированный, безвольно опущенный меч… Вот так ответ!
Правильный ответ (из интервью Юрия Бутусова интернет-ресурсу Maskbook):
"Я даю совершенно внятный на это ответ – Гамлет не умирает. Потому что умирают люди, а Гамлет, конечно же, никакой не человек. Он больше, чем просто человек. Поэтому он с нами уже более четырехсот лет, и он никогда не умрёт. Потому что, если уж говорить о нём как о человеке, человек жив до тех пор, пока его помнят, а его будут помнить всегда".
Комментарий зрителя:
В этой концепции бросается в глаза противоречие: Гамлет жив до тех пор, пока его помнят, утверждает режиссер и вводит в спектакль воображаемого Славика (олицетворяющего, по-видимому, современного зрителя), который с трудом вспоминает, кто это.

В том же интервью Бутусов настаивает: "Доказательством того, что Гамлет не умер, является вопрос, который звучит в прологе к спектаклю: никто не помнит как умер Гамлет, это и означает, что он не умер".

Это эффектное обоснование не выдерживает встречи с реальностью: ЮК, например, помнит. Вообще, сложно рассчитывать на зрительскую забывчивость, когда берешься за пьесу, которая не сходит с подмостков. Только в этом сезоне конкуренцию бутусовскому "Гамлету" на "Золотой маске" составляет "Мой друг Гамлет" Саха театра им. П. Ойунского, в программе "Маска плюс" представлен "Sociopath/Гамлет" новосибирского театра "Старый дом", а "Золотая маска в кино" покажет "Гамлет/Коллаж", поставленный Робером Лепажем в 2013 году Театре Наций, где его можно увидеть по сей день.