Кровь, власть и качели
Дорогая, мы убиваем людей

Текст: Дмитрий Павликов
  • /
  • /
Опера «Макбет» Джузеппе Верди одна из самых кровавых в творчестве композитора. Здесь нет любовной линии, но любовь все же есть – к власти. Итальянский режиссер Дамиано Микьелетто пытается оправдать персонажей, добавляя в сюжет семейную трагедию, которая свела супругов Макбет с ума и сделала убийцами.
В интерпретации Микьелетто чета Макбет потеряла дочь. Они не показывают внешнему миру своей скорби. Лоск и стиль, аккуратно уложенные волосы, шелковое платье и смокинг – все обман. Макбет и его супруга раздавлены. Макбет одержим идеей вернуть ребенка с помощью ведьм, он слаб и поддается коварству колдуний, а затем манипуляциям своей жены. Заглавную партию исполняет итальянский баритон Лука Сальси. Певец демонстрирует свободное владение голосом и легко переключается между двумя сторонами интонационного словаря Верди: лирическим и драматическим. Небольшие ритмические расхождения в дуэте с леди Макбет из финала первого акта не портят общего впечатления.

Леди Макбет справляется с трагедией по-своему. В медленном разделе своей арии героиня убирает красное платьице и розового плюшевого мишку дочери в ящик и закрывает замок. Она отпускает эту историю и хочет двигаться дальше. В кабалетте режиссер показывает проблемы с психическим здоровьем героини. Доктор приносит ей таблетки, а леди Макбет яростно разбрасывает их по сцене. Виттория Йео чрезмерно форсирует звук и берет верхние ноты с сильным напряжением. Создается ощущение, что лирико-колоратурное сопрано корейской певицы не совсем подходит для такой драматической роли. Но в тоже время ее мягкий тембр удачно вписывается в режиссерский замысел – показать элегантную злодейку.
На сцене постоянно присутствуют дети и атрибутика детского мира: трехколесный велосипед, мягкие игрушки. Белый шарик, два раза пролетающий по сцене, выступает знаком покинувшей супругов надежды на счастье, несбывшейся мечты. Белый цвет имеет особое значение для спектакля, причем антагонистического плана. Кровь белая, ведьмы, плетущие свои интриги, предстают без лица в белых нарядах.

Сын Банко и двое детей Макдуфа вызывают зависть Макбета, он вспоминает о своей дочери и раскачивает пустые качели. Движение качелей вверх-вниз напоминает маятник – добро и зло, жизнь и смерть. Также это образ непостоянства власти, ее переменчивости и нестабильности. После коронации, во время застольной песни Леди Макбет, на качели усаживают Макбета. Но не долго он продержался на этом месте, в финале оперы законный наследник трона – принц Малкольм вздымается на качелях ввысь.
Партию Малкольма исполнил тенор Марчелло Нардис, который оказался самым слабым звеном спектакля. Интонационные погрешности и срывы на высоких нотах, сочетаются с бесконечными попытками попасть в долю. И, к сожалению, южнокорейский дирижер Чон Мен Хун остается бессилен, он не может догнать неритмичного тенора.

В «Макбете» Микьелетто проявляет себя как мастер психологического театра. Он ищет причины, из-за которых герои лишились опоры и совершили столько ужасающих поступков. Жизнь как качели – сегодня день солнечный и счастливый, а завтра буря. Но не стоит забывать: зло всегда порождает зло.