Математику знать не обязательно
Рецензия с встроенной пьесой

Текст: Мария Муханова

Фото: Руслан Яковлев
  • /
  • /
1
1. «p • q • r • s • t =
Если взять пересечение P, Q, R, S и T, то получаем…»

…спектакль, в котором пять актеров произносят все, что им приходит в голову в настоящий момент. С помощью индивидуального пульта зритель, сидящий в наушниках, может выбрать, кого слушать — их или цитаты из работ лорда Бертрана Рассела, на чьих идеях основана пьеса Андрея Киселева «Индивиды и атомарные предложения». Состоит она из 15 «атомарных предложений», по Расселу — элементарных высказываний на логически идеальном языке.
2. «pq • ~ ( r | s )t =
Если из истинности объединения P и пересечения Q с отрицанием несовместности R и S следует истинность T, то получаем…»
...час, в течение которого зритель, не знакомый с философией и логикой Рассела, вряд ли узнает что-то новое. Перед спектаклем режиссер Всеволод Лисовский заметил, что подобранные для постановки тексты британского философа выбраны случайным образом и могут быть искажены («Я что-то переврал, но уже сам не вспомню, что именно»).
3. «pq • ( r | s )t =
Если из истинности объединения P и пересечения Q с несовместностью R и S следует истинность T, то получаем…»
...постановку, которую нельзя увидеть полностью. «Человеческую» часть создатели предлагают смотреть в красных очках, чтобы не видеть проецируемые формулы, «математическую» — наоборот, без них. Переключения между двумя измерениями можно делать постоянно, но одновременно их слушать невозможно, то есть и сделать общий вывод о содержании спектакля — тоже.
4. «( p | q ) • r( st ) =
Если из истинности пересечения несовместности P и Q с R следует, что объединение S и T истинно, то получаем…»
...отрывочное восприятие «Индивидов» вне зависимости от того, какую часть звука зритель выбирает. Цитаты из Рассела не отражают всю его теорию, да и на слух математические выводы кажутся еще более тяжеловесными. Но даже живые голоса прерываются звукорежиссером, который переключается между актерами — и в этой области у нас нет выбора, все решает случайность.
5. «~ ( p • q )rst =
Если из ложности пересечения P и Q следует истинность объединения R, S и T, то получаем…»
...структуру, которая в актерской части спектакля остается, несмотря на случайность реплик и смены голосов. Из пяти индивидуальных потоков сознания все-таки складывается особая история, пусть и отличающаяся в разные дни показа. Актеры много говорят о себе, а точнее — о своем взгляде на спектакль.
6. «p | q | rs • t =
Если из истинности несовместности P, Q и R следует истинность пересечения S и T, то получаем…»
...множество и предсказуемых, и неожиданных реплик. Скажем, слова об усталости, слабости и даже авитаминозе, который накрывает в Москве, можно предугадать. Но актеры реагируют и на происходящее во время показа: когда у кого-то зазвонил телефон, одна из актрис посетовала и попросила всегда выключать звук в театре.
7. «p | q | r | s | t =
Если P, Q, R, S и T — взаимно несовместны друг с другом, то получаем…»
...индивидуальные голоса каждого из стоящих на сцене. Хотя в красных очках не видны буквы p, q, r, s и t, которыми обозначены актеры, а одеты все в одинаковые сливающиеся с фоном серые робы, за час можно узнать что-то об их личностях. Один безрадостно размышляет о свободе в современном театре, другой жалуется на толпу желающих встретиться в Москве, третий шутит и просит занять денег.
8. «~ ( pq ) | ( r • s • t ) =
Если несовместность ложности объединения P и Q с пересечением R, S и T истинна, то получаем…»
...скорее слышимый, чем видимый спектакль. Визуальное настолько редуцировано, что между просмотром спектакля без формул и с ними мало разницы. И в том, и в другом случае все действие перенесено в наушники зрителей, какое бы измерение они ни выбирали.
9. «pqrst =
Если из истинности P следует истинность Q, из истинности Q следует истинность R, из истинности R следует истинность S, а из истинности S следует истинность T, то получаем…»
...хаотические мысли, окруженные строгими математическими выводами. При этом на фоне реплик актеров («Интересно, какой у меня любимый цвет…», «Завтра мы играем последний день… Как будто мы тут играем прямо, пыхтим, наигрываем», «О, муха [на экране] — значит, прошло уже минут 30», «Чем же заняться в поезде?») мысли Рассела о логических парадоксах, теории классов и самих атомарных предложениях тоже теряют свой смысл.
10. «(pq)~ ( r | s | t ) =
Если из истинности объединения P и Q следует ложность несовместности R, S и T, то получаем…»
...бодрое чтение расселовских текстов на фоне монотонных реплик актеров. Битбокс придает математике активный ритм и подчеркивает структурированность идей философа. Спонтанную человеческую мысль невозможно подчинить этому ритму: она рождается с мучительными паузами, которые, тем не менее, не мешают появлению оригинальных мыслей прямо во время спектакля.
11. «pqrst =
Если объединение P, Q, R, S и T истинно, то получаем…»
...мир, полностью составленный из потоков сознания. Хотя выплеск спонтанных мыслей в театре скорее неестественен, обыденная речь звучит именно так — затянуто, медленно, порой нелогично. После просмотра «Индивидов…» можно ощутить, насколько обычная речь похожа на то, что произносится в спектакле.
12. «p • q • rs | t =
Если объединение пересечения P, Q и R c несовместностью S и T, то получаем…»
...нематематическую интерпретацию математической пьесы, автор которой и предполагал любое режиссерское прочтение, учитывая, что кроме формул и их расшифровок в ней текста нет. Лисовский действительно не стремится ничего объяснить в математике, а скорее предлагает понаблюдать за свободным существованием человеческого мышления.
13. «pq • rs • t =
Если из истинности объединения P с пересечением Q и R следует истинность пересечения S и T, то получаем…»
...осознание бесполезности наших попыток объяснить устройство мира. Хотя трактаты Рассела оказали огромное влияние на современную логику, умозрительные выводы не выдерживают столкновения с реальностью, в которой не все можно описать с помощью пяти переменных.
14. «p | q | rs~ t =
Если из истинности объединения несовместности P, Q и R с S следует ложность T, то получаем…»
...бессмысленность, которая захватывает и математические, и человеческие реплики. При разной форме произнесения, рассуждения и Рассела, и актеров в рамках спектакля стираются, а уловить их мысли полностью становится невозможно.
15. «p • q~ rs • t =
Если из истинности пересечения P и Q следует ложность R, а из этого следует истинность пересечения S и T, то получаем…»
…подражание жизни, которую тоже невозможно увидеть и услышать полностью. И никогда не известно, что пропущено.
P.S. Вы только что прочитали текст о спектакле «Индивиды и атомарные предложения» с использованием полного текста пьесы Андрея Киселева. Отдельно ее можно прочитать здесь.