Молодость.нет
Месяц в деревне стал сутками погони за молодостью

Текст: Мария Иванова

Фото: Фрол Подлесный
  • /
  • /
1
Режиссер Данил Чащин осовременивает пьесу «Месяц в деревне» И.С. Тургенева за счет перемещения героев в элитный санаторий и оснащения их всеми атрибутами современной жизни. При этом звучит оригинальный текст лишь с небольшими изменениями вроде трансформации «вы» в «ты».
Герои занимаются скандинавской ходьбой, йогой и фитнесом под хиты попсовой эстрады. По началу эти развлекательные сцены периодически сменяются «кружевными» диалогами Натальи Петровны (Кристина Тихонова) и Ракитина (Сергей Скобелев) под звуки скрипки, пока главная героиня не вступает в гонку за Беляева, а точнее за молодость.

Работает постоянная игра на контрасте: веселой картинки и музыки с ее трагическим смыслом, молодости со старостью. Внешне сильная Наталья Петровна, которую все боятся, оказывается запутавшейся в себе женщиной, переступающей через своих близких людей в попытке догнать молодость. Как с трудом героиня раз за разом пытается встать с мягких пуфиков, как она занимается спортом, как забывает про своего сына – первое время это смешно, но с каждым разом становится страшнее. Сквозь комичность происходящего безудержно прорывается трагизм и жалость к Наталье Петровне.

На сцене виден разрез двухэтажного дома, верхний этаж которого разделен на три комнаты, а нижний за счет вращения позволяет увидеть то бар, то лес, то спорт-зал. Перед домом лужайка с неудобными мягкими пуфиками и табличкой «курение убивает», которую Ракитин в финале спектакля меняет на «любовь убивает». В центральной верхней комнате расположен экран, на который выводится голубое небо с воздушным змеем или барочные картины, дополненные забавными элементами с отсылками к происходящему в спектакле.
Режиссер использует многогранность сценографии Дмитрия Горбаса, чтобы показать линии второстепенных персонажей: периодически они появляются в комнатах параллельно с действием на авансцене. Каждый герой создан очень характерным, каждый проявлен ярче, чем в пьесе. Верочка из легкомысленной девушки на сигвее превращается в отчаянную женщину, отдающую себя как вещь. Беляев – аниматор, который стремится всем угодить, делает всем подряд: с детьми играет, со взрослыми спортом занимается, дискотеки проводит. Ему нет дела ни до Верочки, ни до Натальи Петровны. Ислаев – криминальный авторитет. Шпигельский – махинатор и шантажист. Лизавета Богдановна – осипшая от курения женщина, потерявшая человеческое лицо. А скромный Большинцов оказывается извращенцем. Разоблачены все. Только Ракитин остается верен себе и своей любви, которая его и губит.

Яркий спектакль оказывается очень страшным. Непринужденное времяпрепровождение в санатории оборачивается драмой с истерикой, слезами и истошными криками. Победителей нет..