Одетта и Одиллия в гостях у Германа
Опера «Пиковая дама» на сцене НОВАТа / Новосибирск

Текст: Дмитрий Павликов
  • /
  • /
Азартнее всего играют те,
кто утратил душевный покой.

Эрик Бёрн
Оперу Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» режиссер Вячеслав Стародубцев позиционирует как игру, победителей в которой нет. В чем же суть спектакля «Пиковая дама. Игра»? Как таковой игры, кроме финальной картины оперы, на сцене не происходит. Сами персонажи трактуются как карты в игре, что подчеркивают сценические костюмы: подвески на шее в виде различных мастей карт дают определение, кто кем является.
Одержимость, безумие и порок характеризуют всех персонажей оперы в версии Стародубцева. Не только Герман безумен, но и Лиза с Графиней ведут себя неадекватно. В одной из сцен Лиза пытается прийти в себя, судорожно окуная голову в тазик с водой, но появление Германа снова затмевает ее рассудок. Графиня изображается параноиком, смотрит на всех исподлобья и пугается каждого движения.

Ведущую роль играет фигура Джокера, которую вводит режиссер. В начале оперы Джокер выползает на сцену из оркестровой ямы, а в финале убивает Германа. Возможно, Джокер выступает символом игры или порока. Например, в 4 картине оперы Джокера лобзает Графиня, рассказывая о своей молодости.
Декорации представляют собой два больших экрана, которые показывают различный цветовой фон. Черный и оттенки зеленого доминируют в цветовой гамме. Подобное решение можно считать штампом, черный цвет символ смерти и одержимости, а зеленый соответственно жизни. Еще один прием, который не является новым, но смотрится очень эффектно, это огромный портрет молодой Графини. Он появляется на одном из экранов в 4 картине.

В спектакле присутствует несколько сцен, в которые оказались вовлечены персонажи из других репертуарных постановок НОВАТа. Так, в 4 картине хор приживалок Графини выглядит как хор калик перехожих из оперы «Борис Годунов». В 3 картине Сурин и Чекалинский одеты словно бояре из того же «Бориса Годунова». Кульминацией становится появление в 5 картине двух артисток балета в черной и белой пачках. Так вот кто на самом деле открыл Герману тайну трех карт – Одетта и Одиллия из «Лебединого озера»!
Можно ли воспринимать этот ход как кроссовер? Пожалуй, нет. Скорее всего театр просто использует один и тот же реквизит для разных спектаклей, надеясь, что это мало кто заметит. Появление двух фигур в белой и черной пачках также можно представить, как противопоставление добра и зла, светлой и темной стороны Германа.

Роман Завадский (Герман) и Ирина Новикова (Лиза) показали очень качественную драматическую игру. А вот в вокальном плане, увы, все не так гладко. Очень часто вокалисты переходили на разговорное пение, то есть в буквальном смысле слова не пропевали текст, а озвучивали его. Возможно, солисты не поспевали за оркестром, либо чрезмерно увлеклись актерской игрой.

Практически все ключевые ансамбли оперы прозвучали не чисто и без четкой дифференциации на партии. Квинтет «Мне страшно» предстал как одна сплошная звуковая масса, создавая эффект сонористики. В дуэте Лизы и Полины из 2 картины меццо-сопрано Мария Белокурская (Полина) часто переходила на территорию сопрановой партии, тем самым создавая унисонное звучание, которого нет в партитуре.
«Пиковая дама» в версии Стародубцева – это депрессивный, давящий и мрачный спектакль. Режиссер делает акцент на психологизм, показывая нам неадекватных героев, судя по их поведению. Лирическая сторона оперы остается за кадром. Подобную режиссерскую интерпретацию можно пережить, если запастись корвалолом.