Требуют наши сердца
«Время секонд хэнд», Театр драмы, Омск

Текст: Мария Иванова

Фото: Галина Фесенко
  • /
  • /
1
По всей сцене разбросана поношенная одежда. Иногда ее раздвигают шваброй, чтобы поставить стол или кресло. Уровнем выше, над сценой, на большом столе люди выстраивают композиции из маленьких предметов и игрушек. Здесь и советская комната, и парад, и война – детально продуманная игрушечная жизнь, которую крупным планом снимают на камеру и выводят на огромный экран над сценой в режиме реального времени. Выходящие на сцену люди кажутся очень маленькими на фоне этой многоэтажной конструкции и беспросветного океана секонд-хенда.
Звучат монологи-воспоминания о советской жизни, собранные Светланой Алексиевич в одноименной книге. О героизме, отношении к смерти, праздниках, семье – обо всем, что формировало людей. И о том, что стало с их страной в 1991 году. Все истории очень глубоко переживаются актерами, порой со слезами на глазах и дрожью в голосе. Они присваивают эту память себе, не оставляя никакого отстранения.

Воспоминания очень разные, порой от людей с противоположными взглядами, но все они искренние и откровенные. И в этом красота спектакля. Здесь нет крайних «хорошо» и «плохо», «да» и «нет», ни одна из сторон не перевешивает: ни по поводу распада СССР, ни по поводу жизни в то время. Поток воспоминаний не заканчивается точкой – в спектакле нет ярко выраженного финала. Есть история о митинге в современной России и превращение многоуровневой декорации в стену. Режиссер ставит перед нами вопросы без ответов. К чему мы пришли? Зачем? И куда идем теперь?
В начале на фоне звучит тихая напряженная музыка, которая постепенно затихает, оставляя нас наедине с актерами. Лишь редкие звуковые темы становятся продолжением историй. Зов трубы, сопровождающий разговор о героизме. Песня о войне под аккордеон. «Перемен» Виктора Цоя, контрастирующая с записью этой же песни, перепетой Кадышевой на каком-то концерте по каналу «Россия».

Как будто в ответ на рассказы со сцены у зрителей, живших в советское время, оживают собственные воспоминания. А молодое поколение знакомится с той жизнью без однозначно транслируемого отношения, через разные проявления одного мира, облеченные в очень личные слова. Но встают и аплодируют все, вне зависимости от возраста.
Сразу три актрисы спектакля претендуют на «Золотую маску» в номинации «Женская роль второго плана». Такова формальность премии – не может быть сразу несколько главных героев, а здесь каждый на первом плане, все голоса звучат на равных.

Переосмысление советской эпохи – важная тема, редко проявляющаяся в театре. Режиссер Дмитрий Егоров ведет разговор деликатно, через сердца актеров, не перенасыщая спектакль действием и оформлением, оставляя воздух голосам души. Кажется, время пришло, наши сердца требуют этого переосмысления, чтобы жить дальше.