Кто. Наше. Всё.
«Я. ДРУГОЙ. ТАКОЙ. СТРАНЫ» Дмитрия Егорова в Красноярском театре имени Пушкина

Текст: Антонина Шевченко

Фото: Татьяна Казанович
  • /
  • /
1
«Россия – это Пушкин» – гласит табличка на сцене. «Пушкин – наше всё» – эхом доносится в голове. Фраза, намертво вбитая в сознание каждого. Хотя далеко не все помнят, кому она принадлежит и почему это, собственно, так. Впрочем, изредка находятся смельчаки, которые решают покуситься на святое и поспорить с этой аксиомой. «Пушкин – далеко не всё», есть еще и другие. Питерский режиссер Дмитрий Егоров не только выбрал автора из числа других (неочевидного для сцены Дмитрия Пригова), но и покусился на все коммунистические святыни, доведя советские мифы до крайней степени абсурдности.
Превратить разножанровые тексты Пригова в однородный драматургический материал для спектакля – задача посильная разве что алхимикам. Дмитрий Егоров не смешивает и не взбалтывает: разным жанрам он предлагает разное воплощение. Притча о Лазо-герое превращается в балет, подкрепляемый одновременно и декламацией, и вокалом, и струнным квартетом. «Повесть о трижды Герое Советского Союза Алексееве» – в немой кинофильм, сопровождаемый рассказом со стоном и плачем. «Делегат с Васильевского острова» – в самодеятельный колхозный хор, у которого эмоциональность подавляет музыкальность. Сборный концерт-агитка срабатывает, как в Зазеркалье, с точностью наоборот. Патриотический боевой дух поднимается на такую высоту, что выходит за границы атмосферы Земли, начинает задыхаться, закашливаться и хрипеть. Художественная декламация переходит на истерический крик, сказки превращаются в былины, «милицанер» становится святы, лучезарно улыбающимся в свете собственного нимба. Даже буквы не могут взять над собой контроль и встать в алфавитном порядке и вместо этого перемешиваются, спутываются и путают участников концерта. Но show must go on, и этот бал продолжается на широку ногу и душу, пока не иссякнут силы.

Это второй спектакль Дмитрия Егорова, номинированный на «Золотую маску» в этом году. Показанное на фестивале несколько ранее «Время секонд хэнд» из Омского драмтеатра по роману Светланы Алексиевич тоже говорило о канувшем в лету советском времени. Но если в омском спектакле все советское прошло и оставило незаживающие раны, то в красноярском это праздник, который всегда с нами.